«Нелюбовь» Звягинцева: правду поп-корном не зажуёшь

886
Андрей Звягинцев

Режиссёр Андрей Звягинцев вновь обращается к теме, начатой в картине «Елена» и продолженной в «Левиафане». К теме безысходности и жестокости жизни обычного российского обывателя, к теме отсутствия любви и сострадания в современном обществе. Фильм с говорящим названием «Нелюбовь» слишком правдив, чтобы считать его художественным вымыслом. Звягинцев удостоился престижного Приза Жюри на прошедшем Каннском кинофестивале. Драма о русской жизни была с востором встречена зарубежными критиками. Пороки современного общества показаны слишком явно — настолько, что, смеем предположить, отечественный зритель будет покидать киносеансы, не дождавшись финала. Правда глаза колет. Поп-корном не зажуёшь.

На этот раз в центре сюжета жизнь типичной супружеской пары. Женя (Марьяна Спивак) — менеджер салона красоты, и Борис (Алексей Розин) — сотрудник отдела продаж, — собирательный образ среднестатистического российского жителя. Фоном к повествованию то и дело служат ярчайшие черты нашего времени: телепередача «Дом-2», новости о конце света и войне в Украине. Никакой любви между супругами уже давным давно нет. У каждого из них своя жизнь. От Бориса беременна молоденькая любовница, а Женя переехала к богатому ухажёру. Они ненавидят друг друга и мечтают о разводе. Единственное связующее звено — общий ребёнок, нервный и замкнутый сын Алёша. Да и тот, скорее, обуза. Мать с нескрываемым презрением и надменностью третирует ребёнка словами «Чё такой квёлый?», спит и видит, чтобы сдать (а по-другому и не скажешь) его в Интернат, вычеркнуть из жизни и начать всё с чистого листа.

Накал страстей достигает кульминации, когда ребёнок сбегает из дома после очередной ссоры родителей. Но вместо ожидаемого примирения супругов зрителя ждёт новое разочарование. Женя и Борис как будто бы втайне даже рады, что ситуация разрешилась сама собой. Горе-родители ещё больше начинают ненавидеть друг друга.

В фильме «Нелюбовь» под безжалостной лупой кинокамеры рассматривается сразу несколько важных тем — «больных мозолей» общества. Тут и дурная наследственность — мать главной героини, «злая одинокая стерва», живёт за двумя заборами и видеть не желает дочь, которая врывается в её размеренную жизнь со своими проблемами. Тут и «псевдорелигиозность» вперемешку с церковной коррупцией — начальник Бориса настолько показушно-православен, что в его офисе висят кричащие плакаты и репродукции с золотыми куполами по соседству с надписью «Отдел продаж». Тут и квартирный вопрос, и мещанство, и социальное неравенство, и массовое «отупение» («зомбоящик» с «Домом-2»). Агрессивность, равнодушие и… нелюбовь давно стали растущей язвой на теле современного общества.

Новая картина Звягинцева не о родителях, которые не любят своих детей. Она глобальнее. О стране, которой наплевать на своих сыновей. О стране, где нет уважения, сострадания и любви. Даже в самой примитивной, инстинктивной её форме. Тонкий художественный приём — выпуск новостей с Дмитрием Киселёвым, женщина из Донбасса и главная героиня — нерадивая мать в спортивном костюме с надписью Russia на английском языке во всю грудь.

Многие зрители склонны обвинять Звягинцева в излишней «чернушности» — мол, нет у него положительных героев, везде сплошная безысходность и равнодушие. Однако в «Нелюбви» всё же присутствуют альтруисты-спасатели, которые занимаются поиском чужого ребёнка. Но похоже, что и они появляются лишь для того, чтобы ещё больше подчеркнуть кощунство зацикленных на себе родителей.

«Нельзя жить в нелюбви», — говорит один из персонажей. Да, нельзя. Но изменения ведь нужно начинать с себя — а кому хочется менять такое привычное и удобное течение жизни?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here