Искусствовед Анастасия Постригай: «Влюблять в искусство — моё предназначение»

252

Анастасия Постригай в эксклюзивном интервью GOODIEZ рассказала о том, что помогло ей создать самый популярный в России и СНГ Instagram-аккаунт об искусстве @op_pop_art, чему ее научил опыт работы в антикварном бизнесе и почему разочаровал, как ей удалось помочь мужу стать Олимпийским чемпионом, а также анонсировала свою первую книгу «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола».

Анастасия, вам удалось занять в Instagram-пространстве свою оригинальную нишу. Пока вокруг плодятся тысячи аккаунтов, посвященных красоте/спорту/моде/ЗОЖ/еде, вы успешно развиваете совершенно нетривиальный блог об искусстве. И что особенно приятно, количество подписчиков уже насчитывает несколько сотен тысяч. Как думаете, в чем секрет популярности вашей страницы? Тема ведь не такая простая — «не для широких масс», как говорится.

Да, действительно, направление искусства для такого развлекательного канала как Instagram — это тема довольно сложная. Но всё равно я вижу, что она необходима и востребована. Важный момент: пользователям интересно читать @op_pop_art, потому что у меня своя методика преподнесения информации. Это решительно отличается от того, что можно прочитать в книгах об искусстве, которыми обычно заполнены книжные магазины. Моя миссия – рассказывать об искусстве простым и доступным языком, тем самым продвигая его в массы.

И на каком же «языке» вы общаетесь со своими подписчиками?

Все мои посты состоят из нескольких «ингредиентов»: чуть-чуть о жизни художника, небольшое описание и анализ его картины, плюс обстановка, в которой то или иное произведение появлялось и развивалось. Люблю погружать читателя в атмосферу 3D-подхода к изучению истории искусства. Видимо, этот подход так нравится моим подписчикам, что они остаются в моем блоге и продолжают обучение уже в школе @op_pop_art. Многие благодарят меня за то, что @op_pop_art — это глоток воздуха среди ПП, ЗОЖ, молодых мамочек и бизнес-коучей. Мне нравится, что человек может ехать на работу и, листая ленту, повышать свой культурный уровень. Или, скажем, за завтраком получать информацию, которая будет полезна для его духовного и интеллектуального развития.

Вообще, я одна из первых, кто начал рассказывать об искусстве в доступном современному человеку формате Instagram-поста. Позже у меня появилось много последователей, которые пытаются сблизиться с аудиторией за счёт большого количества сленговых слов, простыми выражениями объяснять сложные произведения художников и так далее. Но опираясь на цифры и факты, могу с уверенностью сказать, мой блог остается самым популярным среди блогов об искусстве в России и СНГ.

В декабре выходит ваша первая книга «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола». Как Вы выбирали тему для книги, и ожидать ли подписчикам следующих книг?

Эту книгу я мечтала выпустить больше трёх лет. Там собрана квинтэссенция всей моей методологии Op_pop_art. Я уверена, что после прочтения этой книги у читателей внутри зажжётся невероятное пламя любви к искусству. И это будет мощный шаг на пути к их самообразованию. Я точно знаю, что искусство может менять жизнь. Моя книга — это не только жизнеописание художников, взгляд на их творчество и их картины. Там заложено очень много идей и мыслей. Мыслей глубоких, выстроенных мною за всю мою жизнь. Насчёт выхода второй книги – безусловно, да. Она в активной разработке.

Когда вы создавали аккаунт, рассчитывали на такой успех? Выстраивали стратегию продвижения? Как о вас стали узнавать в Сети?

Когда я создавала аккаунт, я не занималась никаким планированием и расчетом. Instagram – это была попытка убежать от рутины декретного отпуска после рождения старшего сына Миши. Я так хотела расшевелить свои мозги. Поскольку днем найти время для написания осмысленных постов не так легко, все творческие процессы происходили ночью. И для меня это был такой своеобразный квест или вызов самой себе. Поэтому изначально я акцентировала внимание на собственной умственной деятельности, а не на том, чтобы захватить мир и привлечь подписчиков в свой аккаунт. Только полгода спустя я сформировала стратегию продвижения, поняла, как нужно подавать информацию. В момент, когда у меня появился мой самый первый продукт (это курс «Как легко научиться разбираться в искусстве») я поняла, что мой аккаунт в Instagram можно монетизировать. Соответственно, если уж появился такой маленький бизнес, то у него должна была быть и стратегия. Тогда я пошла учиться продвижению в Instagram, освоила все инструменты, и начала целенаправленно двигаться, ставить себе цели. Сначала у меня была планка 10.000 подписчиков в месяц. Это был 2015 год, тогда такие цифры казались заоблачными. Механизмы искусственной накрутки еще не были так развиты, как сегодня. Меня стали узнавать в Instagram с первых месяцев, потому что конкурентов как таковых не было. Люди искали, где можно прокачивать свои знания об искусстве и рекомендовали меня друг другу. То есть, первые подписчики в мой аккаунт приходили с помощью сарафанного радио.

Возможно ли привить любовь к искусству человеку, совершенно далекому от понимания живописи и не сведущему, чем натюрморт отличается от пейзажа, супрематизм от гиперреализма, а Айвазовский от Кандинского?

Да, конечно! Здесь действует принцип, как в спорте. Любой человек, который начнет ходить в тренажерный зал и будет делать это регулярно, даже если он особенно сильно не испытывает к этому страсть, всё равно поставит себе задачу похудеть или набрать мышечную массу и получит результат. Так же и в истории искусства: как только вы регулярно начнёте уделять внимание этой сфере и «закачивать» в голову новые данные, сформируется система знаний. Самое главное, если тренировать свою «насмотренность», изучать определённое количество произведений искусства в день или в неделю, то чувство вкуса постепенно воспитается. Нарабатывается чутьё, что из себя представляет живопись Возрождения, чем Кандинский отличается от Малевича.

То есть, даже есть шанс стать специалистом?

Если вы регулярно будете уделять время искусству, вы рано или поздно начнете в нем очень хорошо ориентироваться. Мой муж Юрий Постригай, Олимпийский чемпион по гребле на байдарках, на момент нашего знакомства в искусстве не разбирался. Я не скажу, что сейчас он виртуозно может отличить, например, готику от романики, но элементарными приемами он овладел. Во время прогулок по европейскому городу, он может сказать, что вот это — модерн, вот это — ренессанс. А всё потому, что во время наших семейных путешествий я ему что-то рассказываю, делюсь с ним своими знаниями. Можно сказать, что я тестирую образовательные продукты @op_pop_art на собственной семье: семя, которое посажено в голову, пусть и насильственным образом, всё равно прорастет, и даст большой плод.

Говоря о своих курсах, вы утверждаете, что вам нужно всего три месяца, чтобы изменить отношение любого человека к современному искусству. Неужели это возможно за такой короткий срок?

Не только к современному искусству. Так можно сказать про любое направление, про любой период в развитии истории искусства. За три месяца, если человек пройдет 12 уроков, прослушает все лекции, выполнит все домашние задания, внимательно изучит все дополнительные вебинары, то он получит базу знаний в русском, европейском, мировом классическом или современном искусстве, и эти знания позволят ему хорошо ориентироваться в этой сфере. Другими словами, студент получит инструмент, чтобы потом в течение жизни двигаться дальше вперёд. После моих 3-месячных курсов человек однозначно сможет отличить барокко от рококо, сможет рассказать, какие существуют, например, виды искусства в действии, если брать современное искусство (есть перформанс, есть хэппенинг), и чем они отличаются друг от друга. Ученик моей школы современного искусства @op_pop_art сможет дать характеристику каждому из направлений в современном искусстве, будет иметь в голове список имен художников, архитекторов и скульпторов и сможет привязывать их к определенному периоду. Я горжусь, что мои выпускники компетентны анализировать и сравнивать, например, произведения разных стилей. За три года существования моего проекта @op_pop_art я регулярно слышу от учеников, что они узнают гораздо больше после моих курсов, чем некоторые выпускники искусствоведческих факультетов. И ещё большой показатель эффективности моего обучения — это то, что большое количество девушек, которые окончили мои трехмесячные курсы, поступили в МГУ на факультет истории искусства и сейчас там учатся. Я горжусь своими барышнями.

С чего и когда началось ваше увлечение искусством в целом и живописью в частности?

С самого детства меня окружало искусство. Мой папа — художник по образованию, у нас дома были книги об искусстве, я в детстве их с упоением листала. Я помню, мне так нравилась «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, эта картина меня всегда завораживала. Потом мама начала водила меня на курсы для детей при Оружейной палате, мы постоянно посещали Пушкинский музей, Третьяковскую галерею… Теперь я сама активно в своей школе развиваю детское направление, зная как важно прививать ребенку любовь к искусству с раннего детства.

Вы сами пишете картины? 

Искусствоведы не должны писать картины, они должны уметь их читать, понимать и рассказывать об этом другим людям. Признаюсь, я бы хотела научиться рисовать, но у меня, мне кажется, нет к этому расположенности. Хотя в этом году я впервые попробовала во время отпуска в Крыму — это был бесценный опыт. Я хотела бы заниматься абстрактной живописью. Мне очень нравится цветоведение, я люблю разбираться в колорите, я получаю эстетическое удовольствие от пастозных, плотных и мощных цветов, как у импрессионистов, объемных. Фигуративное искусство вряд ли у меня получится. Скорее, наивное. В духе Пиросмани. Я считаю, что искусствоведы, которые сами умеют писать, выигрывают во многом. Они могут понимать живопись с точки зрения техники гораздо лучше, чем это делаю я.

Вы долгое время работали в антикварном салоне и имели дело с очень ценными предметами искусства. Кто он — типичный клиент антикварных салонов в России? Можете составить некий собирательный образ?

Типичный клиент антикварных салонов — это человек, у которого есть финансы. Скажем, это основной критерий. Потому что входной порог в эту сферу  довольно-таки высокий. Если мы имеем в виду серьезное коллекционирование, а не формат блошиного рынка или бабушкиного сундука, конечно же. А дальше — совершенно разносторонняя публика приходит в этот антикварный мир. Например, коллекционеры, которые могут лучше самого искусствоведа рассказать о произведениях искусства, которые проглотили большое количество книг, видели огромное количество художественных коллекций по всему миру, знатоки. Или есть люди, у которых большой бизнес, они умные, интеллектуально и разносторонне развитые, понимающие, что ценность антикварных предметов и предметов живописи не только в инвестициях, но и в сопричастности к чему-то великому, прекрасному, вечному. Также существует прослойка молодых предпринимателей-коллекционеров, которые гонятся только за инвестициями. Они считают, что можно купить то или иное произведение, вложить в это деньги, а потом обналичить эти вложения, да еще и заработать. Есть люди, которые просто испытывают желание что-то начать коллекционировать, не разбираются в этом, выбирают себе арт-дилера или галерею, и начинают таким образом делать первые шаги. Они доверчивы, прислушиваются к советам, какую книгу почитать, на какую выставку сходить. И постепенно они открывают для себя целый новый мир. И вот с такими коллекционерами, которые еще как дети в искусстве, всегда очень интересно работать. Здесь важно выстроить высокий уровень доверия с клиентом, работать на перспективу, понимая, что ты выращиваешь нового коллекционера.

Чтобы работать в антикварном бизнесе, нужно не только разбираться в искусстве, но и иметь коммерческую жилку, быть наглым, уметь «навариваться». Какие черты преобладают в вашем характере? Вы в большей степени человек искусства или расчетливый коммерсант?

Из сферы антиквариата я ушла именно потому, что там нужно быть циничным человеком. С одной стороны, работать на перспективу с клиентом, а с другой — иметь возможность продать что-то так, чтобы тебе это было финансово выгодно. Существуют арт-дилеры, которые заведомо предлагают своим клиентам подделки и совершенно не думают об экологичности подобных действий в своем бизнесе. Как правило, арт-дилеры — это расчетливые коммерсанты. Но встречаются среди них и те, кто умеют совмещать вот эту бизнес-жилку с истинным чутьем и преклонением перед произведениями искусства. Я таких знаю. Они могут с придыханием часами рассказывать посетителям антикварных салонов про шедевры, жемчужины из частных коллекций, даже зная, что эту картину точно не купят. Я искренне рада, что в индустрии есть подобные арт-дилеры.

Почему перестали заниматься антикварным бизнесом? 

Я перестала заниматься антикварным бизнесом, потому что поняла, что я не реализовываю свою миссию. Я умею интересно рассказывать о мировых шедеврах своим клиентам и заражать их любовью к искусству. Но тогда это было очень ограниченное количество людей. А ведь я могу делиться своими знаниями с гораздо большей аудиторией. Поэтому начала искать новые возможности. Сначала это был формат благотворительных вечеров, куда приходили друзья, потом друзья друзей и так далее. Аудитория росла. Я четко понимала, что выполняю миссию, предназначение, которое мне дал Господь. От антикварного бизнеса постепенно стала отдаляться, со временем мне перестало это быть интересным. И так вот я пришла к созданию крупнейшего паблика об искусстве в России @op_pop_art.

Как удается монетизировать ваш полумиллионный аккаунт? С теми же бьюти- и фэшн-блогерами все понятно. Но как получать прибыль со страницы об искусстве?

Это площадка, где я продаю свои продукты. У меня больше пятнадцати курсов, у меня три трёхмесячных онлайн-школы, одна годовая онлайн-школа, академия Op_Pop_Art, я несколько раз в неделю анонсирую какие-то свои запуски, какие-то свои видеокурсы. При этом я не даю рекламу в своем аккаунте, потому что мне очень важна лояльность моей аудитории. Использую эту площадку не только для того, чтобы популяризировать искусство за счёт бесплатного контента, за счёт бесплатных постов, но также привлекаю людей в свои онлайн-школы, продаю свои видеокурсы, чтобы те, кто готов идти дальше, двигаться глубже в изучении истории искусства, получали очень эффективные инструменты для этого.

Бывали в вашей преподавательской практике безнадежные случаи, когда ну никак не удавалось заинтересовать человека искусством? 

Нет, такого у меня не было. Это невозможно. Никто от меня никогда не убежит без «семечка», посаженного в самое сердце, без осознания, что искусство — это классно, интересно, что это — особенный мир, в котором стоит разбираться.

Помимо того, что вы успешный блогер, искусствовед, преподаватель, вы состоялись и как мама, и как жена. Да не просто состоялись, а «вырастили» мужа-чемпиона! То есть, вы способны вдохновить не только слушателей курсов, но и любимого мужчину, сделать его успешным и лучшим! Как? 

Я против формулировки «вырастить мужа-чемпиона». Ни в коем случае. Это его заслуга, его трудолюбие, его ежедневный очень тяжёлый труд. Вдохновить — да. Это задача любой женщины — и в Библии написано, что женщина должна быть помощницей для своего мужа. А так как я следую законам Библии, для меня это была очень важная миссия на земле. Мы с Юрой познакомились, когда ему был 21 год, и Олимпиада была ещё впереди. И я считаю, что те слова, которые я говорила ему, то вдохновение, которое я дарила, да и просто моё присутствие в его жизни были для него своеобразным толчком к движению вверх в спортивной карьере, к развитию и росту. Женщина может очень сильно повлиять на карьеру мужчины, если она будет правильно с ним себя вести. Секрет — в безусловной любви. Когда ты от своего мужа ничего не требуешь, а просто веришь в него и знаешь, когда вовремя закрыть рот, а когда выдать ему слова радости, благодарности, восхищения и так далее, — вот тогда и работает эта роль помощницы-жены на 127 %.

Детям с пеленок прививаете любовь к искусству?

Свою авторскую методику «Как прививать любовь к искусству у детей» я начала тестировать на старшем сыне Мише. Сейчас у него есть склонность к архитектуре. К живописи он немножко охладел, судя по нашему последнему походу в Третьяковскую галерею. И это хорошо, когда у человека вырисовывается страсть к определенному направлению в искусстве. Вот буквально сейчас Миша построил из игрушечных мини-кирпичей, которые мы ему купили, целый дом. Мы с ним чуть ли не с младенчества детально рассматривали картины, обращали внимание на все элементы, я ему многое рассказывала о живописи. Таким образом, у меня сформировалась своя методика общения с детьми. Наша младшая дочка София еще слишком маленькая для этого, но я её тоже уже начинаю вводить в мир искусства. Конечно, вряд ли она пока понимает, что перед ней картины. Но мне самой спокойнее. Нужно начинать как можно раньше говорить с ребенком об искусстве, чтобы со временем это вошло в определенную систему.

Какие у вас дальнейшие амбиции в вашем неординарном и интересном деле?

У меня грандиозные планы на ближайшие пять лет. Хочется создать открытый гуманитарный университет, чтобы там учились люди, испытывающие особенную сильную страсть к гуманитарным сферам. Чтобы они могли как пазл собирать свое образование из таких сфер, как искусство, театр, кино, мультипликация, живопись, практическое рисование… Чтобы там не было лишних предметов вроде экономики или физкультуры. Это будет отдельное здание в Москве, очень красивое, просторное, с оборудованными по последнему слову техники классами. Там будут практические задания, выставочные пространства, пространства для съёмок, для занятий живописью, для обучающих активностей с детьми. Я планирую приглашать лучших специалистов в  разных сферах искусства. Например, мечтаю, чтобы литературу у меня преподавал Леонид Клейн. Я верю, что у меня это получится. Планов очень много. И у меня даже нет сомнений в том, что они все реализуются!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here